ДляСердца
О заболеваниях сердца и сосудов, профилактике и способах терапии
Каталог лекарственных препаратов
Советы нашего эксперта-диетолога для укрепления сердечной мышцы
Каталог препаратов
Нуждаетесь в консультации специалиста?
Можете задать вопрос нашему эксперту в режиме онлайн. Это бесплатно
Задать вопрос

Как восстановить речевую функцию после инсульта?

Затруднения речи после ишемического или геморрагического инсультов встречаются довольно часто, особенно при левостороннем инсульте головного мозга.

Это объясняется тем, что у преимущественного большинства (95%) правшей и у 70% левшей за речевую функцию отвечает левое полушарие.

У оставшихся правшей и левшей речь контролируется обоими полушариями и лишь в единичных случаях – только правым.

Виды расстройств речи

В зависимости от месторасположения очага поражения в левом полушарии головного мозга (в лобной, височной, теменной или затылочной доле) будет возникать и соответствующее нарушение речи при инсульте.

При этом неважно, какой тип инсульта случился (геморрагический или ишемический) — важно, какие зоны охвачены патологическим процессом.

Центры речеобразования

Центры речеобразования

В речеобразовании участвуют речевые центры левого полушария головного мозга:

  • центр Брока расположен в нижней лобной извилине. Этот центр управляет движениями языка, поэтому при его поражении у больных наступает моторная (двигательная) афазия – они не могут читать и говорить, но могут понимать речь;
  • в верхней височной извилине располагается сенсорный центр Вернике. С ним связано распознавание и хранение устной речи. Поэтому поражение этой зоны у пациента вызывает сенсорную афазию – больной с трудом воспринимает речь на слух, но при этом может говорить.

    При этом произношение значительно страдает из-за того, что больной не воспринимает собственную речь. Это выражается в том, что человек меняет звуки, слоги и слова местами.

    Поражение центра слуха, ведущее к глухоте пациента, тоже блокирует зону Вернике, даже если та не пострадала. Такая глухота делает человека немым (глухонемым), так как он перестаёт слышать себя;

  • Центры речеобразованиядве эти зоны связаны между собой с помощью большого нервного пучка (дугообразный пучок), который отвечает за способность человека повторять звуки и слова, которые слышит;
  • в височной доле, рядом с зоной Вернике, также располагается и центр запоминания слов (называния предметов). Больные с поражениями в этой зоне не помнят названий предметов, но помнят их функции (амнестическая афазия). Например, видя нож, больной не может вспомнить его название, но говорит, что это острый предмет, которым нарезают хлеб;
  • рядом с центром Вернике располагается центр чтения, который распознаёт и хранит память о письменной речи. При поражении этого участка развивается зрительная агнозия – пациент не может читать и писать, хотя зрение сохранено.

При обширных поражениях левой половины мозга могут возникать и смешанные формы нарушений речи или её полное отсутствие (тотальная афазия). Тотальная афазия – это сложная форма расстройства речи, абсолютная утрата навыков общения.

к оглавлению ↑

Восстановление – это длительный процесс

к оглавлению ↑

Лечение в медицинских учреждениях

В специализированных медицинских учреждениях и реабилитационных центрах легче всего обеспечить комплексность лечения больных с подобными недугами. В крупных клиниках и городах формируются логопедические группы для постинсультных больных.

ВрачЭта форма логопедического лечения даёт неплохие результаты. Психологическая помощь должна присутствовать с первых дней после приступа. Это поможет больным побороть депрессию, перестать стесняться своего состояния. Очень помогают групповые сеансы (если это физически возможно для больного).

Возвращение способности общаться после ишемического поражения мозга – это очень длительный процесс.

Положительный результат возможен только при полном взаимодействии врачей (терапевтов, неврологов, логопедов, психотерапевтов, реабилитологов), родственников и самого больного.

к оглавлению ↑

Логопед поможет

Занятия с логопедом необходимо начинать, как можно быстрее. Задача логопеда – помочь пациенту и его близким, понять, что же происходит, и как в этой ситуации необходимо действовать.

Логопед на домуЧас занятий с квалифицированным логопедом в Санкт-Петербурге и Москве стоит от 800-1000 рублей, но эти занятия больному крайне необходимы. Грамотный специалист сможет подобрать комплекс необходимых упражнений, составит программу восстановления речи и откорректирует её, в случае необходимости.

Кроме того, логопед даст важные рекомендации родственникам, как закрепить вновь приобретенные навыки в домашних условиях.

Занятия строятся по принципу: «от лёгкого – к трудному».  Для каждого пациента речевая нагрузка будет абсолютно разной. Первое занятие с логопедом должно быть лёгким с учётом степени нарушений именно у этого конкретного больного. С каждым последующим занятием степень сложности должна увеличиваться.

Врач логопедДля больных с сенсорной или анамнестической афазией используют наглядные пособия. Им показывают изображение и называют его. Очень часто для этого на занятиях используют рисование. Все действия должны сопровождаться негромкими и спокойными репликами.

Устойчивый положительный эффект имеют занятия, построенные на музыке. Репертуар подбирается с учётом предпочтений пациента. С помощью пения больной с каждым занятием будет чётче и лучше произносить слова песен.

Перед началом логопедического занятия следует провести разминку языка и губ. Этому помогут следующие упражнения:

  1. Языком, с силой, несколько секунд надавливать на верхнее нёбо, затем расслабить язык. Повторять 10 раз.
  2. При губах, вытянутых в трубочку, языком надавить по очереди на обе щеки. Повторить по 10 раз.
  3. Приоткрыв рот, слегка прикусывать язык по его длине. Повторять 5 раз.
  4. При поднятых плечах, дважды повторять звукосочетания согласной буквы с «АО»: БАО, ВАО, ГАО и т.д.

Для тренировки произношения используют всевозможные упражнения, в том числе разнообразные скороговорки. Проговариваемые звуки и звукосочетания, длина скороговорок и их сложность зависят от степени нарушения речи. Очень эффективно использование с этой целью недлинных скороговорок, например:

  • Восстановление речи при инсульте«Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора».
  • «Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я».
  • «Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком».
  • «Опять пять ребят нашли у пенька пять опят» и др.

Полезным для больного будет отработка синонимов, антонимов, чтение стихов.

Продолжать восстановление речи можно и в домашних условиях. Задача пациента при этом – не стать затворником! Родственники пациента должны ежедневно вселять в него оптимизм. Больной с подобными нарушениями после геморрагического или ишемического инсульта не должен себя ощущать инвалидом, обречённым.

Чем больше общаться с пациентом, тем лучше и быстрее восстановится его речь.

Полезным будет учить больного читать по азбуке, начиная со звуков, затем по слогам, затем словами. Пациенту необходимо показывать и называть предметы, давать смотреть телевизионные передачи и слушать радио, чтобы слышать другое произношение.

Есть несколько несложных для реализации правил, которые значительно облегчат жизнь после инсульта и больному, и его близким:

  1. Разгадывает кроссвордБудьте терпеливы и спокойны с больным. В постинсультном состоянии пациенты крайне ранимы, особенно с расстройствами речи.
  2. Не разговаривайте с пациентом, как с маленьким ребёнком. Предложите ему участвовать в домашних заботах: составлять списки покупок, писать поздравительные открытки, играть в пирамидки с малышами.
  3. Для общения с больным используйте предложения из двух-трёх слов, при этом чётко соблюдайте интонацию. Стройте свои вопросы к больному так, чтобы на них можно было ответить кивком головы.
  4. Разгадывайте вместе с больным кроссворды, играйте с ним в настольные игры.
  5. Пойте с больным ваши любимые песни!
  6. Карандаш и блокнотКупите больному блокнот и карандаш. Если ему будет что-то сложно сказать – он может это нарисовать.
  7. Обеспечьте пациента компьютером с выходом в интернет, для того, чтобы он мог общаться с людьми посредством писем или сообщений. Такое упражнение будет ему необременительным, но полезным.
  8. Подготовьте для пациента карточку, которая пояснит посторонним людям, что у него проблемы с речью. Это сделает «выход в свет» максимально безболезненным.
  9. Не торопитесь: пусть словарь больного пополняется всего двумя-тремя словами в день, но регулярно!

Восстановление речи – довольно длительный процесс, поэтому необходимо запастись терпением. Поддержку родных и близких в такой нелёгкий период трудно переоценить!

Похожие статьи

Елена Демидова
Автор статьи:
Елена Демидова
Об авторе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector